Основание должно оставаться основанием. Статья о В.Распутине. Статья Костанян Н.Н.

Формирование духовных основ личности должно происходить ежедневно и ежечасно на протяжении многих лет жизни, в том числе и в школьной жизни учащихся, урочной и внеурочной. Во многом этому способствует приобщение детей к духовному наследию прошлого, отраженному в творчестве современных писателей. Именно поэтому к юбилею известного русского писателя-современника В.Г. Распутина в школах России прошли открытые мероприятия. В нашей школе № 225 г. Москвы 15 марта 2012 года состоялась научно-практическая конференция, посвящённая жизни и творчеству замечательного русского писателя. В рамках данной конференции на открытом уроке в 8 классе был представлен рассказ Валентина Григорьевича Распутина «Изба», написанный им в 1999 году. Год знаменательный, рубежный, отчётный, подводящий итоги века, – это было время продумывания перспектив на будущее.

Известно, что тогда, в 1999 году, рассказ не имел большого успеха у тех, кто присвоил себе право задавать тон в нашем обществе – писателей, литературных критиков, журналистов, общественных деятелей. Однако его достойно оценили те, для кого каждое слово Валентина Григорьевича имеет особый вес и особую значимость, напоминает о тех основаниях, без которых идти вперёд не только невозможно, но и не имеет никакого смысла.

Рассказ «Изба» значим как для взрослого читателя, так и для подростка, ибо напоминает о том, кто мы, откуда и куда идём, во имя чего живём и действуем, какие ошибки мы уже совершили и что надо срочно исправлять во избежание разрушения воздвигаемого на протяжении многих веков нашими предками отчего дома, построенного не на песке, на заповедных началах нашей жизни. Эти заповедные начала сформулированы в глубочайшей древности в ключевых текстах, таких, как Новый завет, и не потеряли своей значимости для многих из нас, современных людей. Значимо и само содержание рассказа. Проблемы, поднимаемые и рассматриваемые В.Г. Распутиным в этом произведении, касаются многострадальной жизни русского человека, долготерпения русского народа, о котором писали еще наши замечательные писатели-классики XIX – XX вв. Затем советские писатели и многие современные писатели продолжали воспевать русский национальный характер, подчёркивая выносливость, упорство, силу воли и характера, благородство и глубину устремлений русского человека.

Сам В.Г. Распутин родился в деревне, которую воспевал во многих своих произведениях. Тема русской деревни была и остается центральной в творчестве писателя. Жизнь современной русской деревни с большим количеством нерешённых проблем должна быть знакома детям. Они не только должны знать об этих проблемах, не только должны научиться понимать их и сочувствовать реальным жителям села и персонажам художественных произведений о крестьянстве, но должны видеть причины такого положения вещей и искать возможности исправления создавшейся ситуации, так как им жить и действовать в реалиях XXI века.

В своём слове при вручении ему премии имени А.И. Солженицына 4 мая 2000 года В.Г. Распутин отметил следующее: «Мы, кого зовут то консерваторами, то традиционалистами, то моралистами, переводя эти понятия в ряд отжившего и омертвевшего, а книги наши переводя в свидетельство минувших сентиментальных эпох… На стенания этих чудаков (то есть этих писателей), ищущих вчерашний день, никто внимания не обращает». Кто они, эти «упрямцы на льдине», напоминающие нам о том, что без опоры не прожить на этом свете?

Вспомним имена наших современников: В.П. Астафьев, Ф.А. Абрамов, В.И. Белов, А.И. Солженицын, В.Н. Крупин, В.Г. Распутин… Что объединяет этих людей? Время, мировоззрение, отношение к родному народу и Отечеству, отношение к прошлому и настоящему России, забота о будущем, а также дружба. Вот они вместе на фотографиях на берегу Байкала. А вот обсуждают важнейшие вопросы современности, проблемы современной литературы, её «духовной мутации», выражаясь словами В.Г. Распутина. Они чем-то очень похожи друг на друга. Видимо, общность мировоззрения делает их братьями по духу, что становится очевидным даже при поверхностном сравнении произведений этих писателей.

Когда В.Г. Распутину вручали премию А.И. Солженицына, то отмечали, за что он её удостоен, и эти проникновенные слова о писателе можно отнести и к его единомышленникам: «за пронзительное выражение поэзии и трагедии народной жизни, в сращённости с русской природой и речью; душевность и целомудрие в воскрешении добрых начал». Вспомним «Хлебозары» В. Астафьева, «Траву-мураву» или «Дом» Ф. Абрамова, «Лад» В. Белова, проникновенные и трагические романы А. Солженицына, повести В. Крупина…

Да, это дружина, дружина писателей, сражающаяся за крепость устоев, за жизнь со смыслом, за сохранение заповедных начал, традиции, а не бессмысленное разрушение всего того, что достигнуто целым народом. Изучение произведений этих писателей в школе имеет огромное воспитательное значение для учащихся, не говоря уже об их художественной значимости. Как показывает опыт, учащимся не только интересно изучать такой материал, но это важно для их духовного и нравственного роста, осмысления человеческой жизни в родном смысловом пространстве.

Но вернёмся к рассказу «Изба» В.Г. Распутина. Сюжет рассказа глубоко символичен. Символична судьба разрушенных и переселяющихся деревень, судьба разрушающейся русской избы, судьба русского человека, теряющего кров над головой, кров, добытый непосильным трудом, кров, который составляет для каждого человека главную ценность в жизни.

Валентин Григорьевич Распутин создаёт в своём рассказе собирательные образы. Судьба Криволуцкой, Канавы или Сбродной – это некоторое гоголевское N, за которым судьба многомиллионной русской деревни, с её страхами и невыразимыми воздыханиями. Учащиеся в подростковом возрасте должны пропускать через свою душу, через сердце проблемы, касающиеся родного народа, своего Отечества. Всё должно осмысляться в своё время. Когда время упущено, то никакие убеждения не действуют.

Само действие рассказа происходит в родных местах писателя, на берегу Ангары, которую так любит Валентин Григорьевич. Да и как её не любить! Сколько легенд связано с этой рекой! Непокорная дочь Байкала, сбежавшая к своему возлюбленному Енисею… На берегу такой реки вырастают выносливые, упорные, храбрые люди, не боящиеся одиночества, трудностей, непосильного труда, молчаливые, скромные и кроткие, но способные на дерзание духа.

 Такова главная героиня рассказа – храбрая Агафья. Житие её отмечено тем, что «всегда торопясь, везде поспевая, научилась быстро ходить, прибежкой… Умела она справлять любую мужскую работу…» Пускалась наперегонки на шестах против течения по Ангаре, дважды приходила первой: «А ведь это не Волга, это Ангара…».

Замечателен портрет Агафьи: «высокая, жилистая, с узким лицом и большими пытливыми глазами». В.Г. Распутин подчёркивает в портрете ум своей героини, её чистоту, силу духа. Одевалась она просто и всегда в одно и то же, что говорит о её постоянстве и о том, что подчёркивает автор, «рано она плюнула на женщину в себе…». Возможно, создавая образ Агафьи, писатель мысленно сравнивал её с былинными героинями (поленицами –  «Проехала поленичища удалая, конь под нею как сильна гора, поленица на коне как сенна копна … Схватила поленица Добрыню и посадила в свой карман, везла трое суток, пока конь не взмолил…»), с житийными образами святых великомучениц.

История Агафьи проста. Рано потеряв мужа, павшего на войне, не сумела уберечь дочь от «побега» в город, где та со временем и нашла свою гибель. Мать пережила свою дочь, всё ждала её к себе, да так и не дождалась.

Дочери Савелия Ведерникова, другого героя рассказа, пошли той же тропой в город. За ними отправился в город он сам, оставив родной кров, с таким трудом восстановленный на новом месте. Он расстаётся с Агафьей, которая стала ему дорога и с которой он больше не увидится. Савелий умер в райцентре через два года. Иначе и быть не могло. Потеряв главное, свой кров, землю, на которой он трудился всю жизнь, свой трактор, на котором он помогал Агафье переезжать, он захворал за ненадобностью. Человек, оторванный от любимого, привычного, не всегда выживает, особенно если он уже не молод. Мысль В.Г. Распутина понятна нам и близка, существующая проблема тоже.

Деревня, как показывает нам писатель, разрушается разными способами. Оседлая с древнейших времён, деревня ходуном начинает ходить по вине людей, которые потеряли что-то очень важное в своем понимании смысла жизни. Жители деревни восстанавливали хозяйство после войны, вставали на ноги, увеличивали удои молока, избавлялись от мошки… Впереди маячила новая, счастливая жизнь, надежда. Перед нами проходит история русской деревни второй половины ХХ века. Трагически звучат слова писателя: «Но дни Криволуцкой были сочтены»: «…вдруг перехват всего прежнего порядка по Ангаре, вдруг кочуй! И все деревеньки с правого и левого берегов, стоявшие общим сельсоветом, сваливали перед затоплением в одну кучу».

Рядом с проблемой деревня-город встаёт не менее опасная проблема, связанная с нарушением природопользования и поставившая народ перед проблемой великого переселения с одного места на другое во имя спасения.  Центральное действие рассказа «Изба» связано именно с таким переселением деревень с одного места на другое и обустройства на новом месте. В.Г. Распутин видит причину всех этих несчастий в легкомысленном обращении людей с окружающим миром, безнравственном и бессмысленном природопользовании. При этом страдает человек, труженик, земледелец. Для сегодняшней России экологические проблемы стали привычными. Ибо сегодня мы рассчитываемся за всё, что до сих пор сделали дурного. Так считает автор, и с этим трудно не согласиться. Как должен жить человек на белом свете, в своём Отечестве, среди родного народа? Что недопустимо? За что мы держим ответ?

Для Агафьи Криволуцкая, в которой жили её предки, в которой прожила она, самое важное в жизни: «Да и то сказать – в последний раз приносили урожай эти поля. Каждую выбоинку, каждый бугорок на них Агафья знала лучше, чем родинки и вмятинки на своём теле, – вручную пахала, вручную жала рожь и ячмень и крючила горох, вручную, обдирая и обжигая руки, тянула осот».

Она мечтает вернуться «…в свою амбарушку, чтобы пускай в разоре, но в своём разоре, среди остатков родного духа хватить сна…». Такое отношение к родным местам, к родному дому у многих современных людей ослаблено. Писатель пытается объяснить своему читателю, в чём причина охлаждения чувств у современных людей, заставляет посмотреть на себя, на жизнь своих близких и ближних другими глазами, открыть для себя те заповедные начала, которые охранялись и передавались нашими предками из поколения в поколение.

Чем вызвано легкомысленное отношение к самим себе и к окружающему миру? Почему люди начинают терять связь со своими предками? Почему люди не боятся этого отчуждения?

Болеющая надсадой Агафья находит в себе силы не только разобрать свою избу, не только перевезти её вместе со всем скарбом на новое место, но и вновь собрать её и обжить. С одной стороны, Агафья – мученица, если представить её одинокие усилия. С другой стороны, перед нами счастливый человек, который знает секреты выживания, науку преодоления страха, одиночества, непосильного труда, болезней…

Размышляя о судьбах людей, переживающих такие страшные события, В.Г. Распутин заставляет читателя войти в состояние своих героев, за которыми стоят многие и многие другие, почувствовать тяжесть их переживаний. То, что происходило с Агафьей, Савелием и другими односельчанами было столь непонятно и тяжело осознаваемо, что прошлое со всеми своими несчастьями отступало куда-то на задний план: «Есть события, которые человек не в состоянии вместить в себя осознанно, в которые он вталкивается грубо, неудержимо, как всякое малое и большое».

Не попав на Криволуцкую улицу, Агафья начинает обустраивать своё жильё на Сбродной. Само название говорит о многом, о несчастьях тех людей, которым приходится расставаться с привычным, родным, любимым.

Силу давала Ангара: «поглядишь на неё, и силушки, терпения прибудет», – говорит героиня В.Г. Распутина.

Да и Бог не оставил Агафью. Откуда ни возьмись появился Савелий, который стал её другом (по несчастью) и заботливым, верным помощником.

Концентрируя внимание читателя на душевной жизни Агафьи, автор говорит о ней, что «она захватила ещё старину».

Что даёт героям рассказа силы выжить в самых тяжёлых жизненных обстоятельствах? Духовная закалка, причащённость к корням, к родной культуре, к мифам, песням, сказаниям родного народа. Уже в детстве и отрочестве героиня В.Г. Распутина поняла, что «нет ничего целебнее печали, нет ничего слаще её и сильнее, она вместе с терпением вскормила в нас необыкновенную выносливость». Сравнивая старинную русскую жизнь с современной, сравнивая людей, которых она знала, которые, слушая сказки, искренне желали «ахнуть…от макушки до пяток», с современными, находила, что «всё больше выкореняется она (старина), выходит на поверхность и не вниз ляжет, как века до неё, плотным удобрённым пластом, а выдуется в воздух». Простая русская женщина, крестьянка понимает то, чего не понимают многие образованные люди.

Через размышления своей героини В.Г. Распутин формулируют ещё одну, наверное, наиважнейшую для нашего народа проблему – всё искажается, искореняется, разрушается, ставится с ног на голову.

Не случайно во время болезни Агафья видит сон о том, что её хоронят вместе с избой. Это первая часть сна. Писатель таким образом пытается передать душевное состояние русского человека, живущего на земле, терпящего разорение, уничтожение вместе со всем своим скарбом, с таким трудом нажитым.

Надо спасать народ! Такие мысли напрашиваются при осмыслении сна героини. Но есть и продолжение сна. Земли выбрано было мало, и изба «от конька до половины ската будет торчать» из земли. И становится изба памятником многотрудной, подвижнической жизни Агафьи.

Сон в рассказе В.Г. Распутина, как известно, сбывается. Прожив ещё двадцать лет после великого переселения, пережив Савелия, свою единственную дочь, Агафья умирает, а изба её сиротеет.

После смерти Агафьи никому не удаётся обустроиться в этой избе. У первой жилицы Стеши, «мясистой и медлительной девахи», к тому же «какой-то отвлечённой», изба с её древним запахом вызывает аллергию. Ещё одна проблема. Молодёжь боится старины, мерещатся домовые, для Стеши смертью в избе пахнет. Что остаётся? Сбежать отсюда, да поскорее… От чего молодёжь «отвлечённая»? Да от того, что не знает и не хочет знать прошлого. Так её воспитывают без смысла… Для современных школьников полезно поразмышлять об «отвлечённости» в понимании В.Г. Распутина.

Следующие жильцы, злоупотребляющие спиртным, тоже недолго жили у Агафьи: «Изба загорелась. Не над тем долго судачили, что загорелась, а над тем, что сама же и управилась с огнём».

Вытолкнула изба бессмысленных, бездельных людей и осталась пустовать. Все события рассказа раскрывают перед читателем всё новые и новые проблемы, которые надо решать, чтобы выжить.

Постепенно разворачивая сюжет, усложняя систему образов, В.Г.  Распутин подводит читателя к мысли о том, что прерывается связь времён. Это ли не проблема? Нет связи между поколениями, прерывается связь времён, разрушаются традиции, основание перестаёт быть основанием.

Однако писатель и сам надеется на возрождение, и в читателя своего вселяет надежду, иначе не сбылся бы сон Агафьи, не стала бы её изба памятником. Изнашивается весь мир – проблема, а изба эта стоит и после пожара ухожена кем-то, прибрана и «дышится в ней не вязко и не горкло». Старухи ходят к Агафьиной избе попечалиться, молодые приходят сюда подумать.

Валентин Григорьевич Распутин утверждает, что «в остатках жизни, в конечном её убожестве явственно дремлют и, кажется, отзовутся, если окликнуть, такое упорство, такая выносливость, встроенные здесь изначально, что нет им никакой меры». Распутин верит в потенциал русского народа, верит в то, что у нас есть будущее, только надо многое исправить.

Тема рассказа, проблемы, поставленные автором, раскрытые им в определённом русле, глубоко интересны и близки нашим детям, если они правильно сориентированы в мире.

Проблемы глубинной России – это наши проблемы. Это понимают дети. Произведение В.Г. Распутина на данном уроке вызвало у учащихся не только интерес, не только стремление попытаться проанализировать его, но и глубокое уважение к автору, человеку, которого вскормила и обучила великая Ангара.

Образы Агафьи, Савелия Ведерникова вызывают наше преклонение перед их цельностью, чистотой натуры, причащённостью к корням, сращённостью с природой, с родной верой, языком и культурой. Прошедшие фольклорную школу жизни, вкусившие старины, они пытаются понять современность, хотя и не всегда это им удаётся. Автор утверждает, что наступление «леспромхозов» на деревню, опасно для последней. Строительство нового ни в коем случае не должно разрушать старинное, традиционное. Новая жизнь не должна трагически сказываться на старшем поколении.

Леспромхоз, затопление деревень, бегство из деревень молодёжи, непосильный труд стариков до конца своих дней и многое другое – всё это образы рубежа ХХ – ХХI веков.

Валентин Григорьевич Распутин приглашает нас подумать о тех опорных представлениях, которые были у его героев и от которых, увы, сегодня часто отмахиваемся мы.

Оседлость духовная, нравственная и физическая… Как она воспитывается, формируется в человеке? Учащиеся должны с обязательностью понимать это, должны стремиться окунуться в проблемы, которые существуют в нашем несовершенном мире, должны быть воспитаны так, чтобы со временем стать именно теми, кто отзовётся на призыв нашего замечательного русского писателя.

«Родное не бывает скудным», – утверждает писатель. И чтобы человек мог думать о вселенском, ему прежде надо заботиться и думать о родном, то есть о национальном. И этому должна научить ребенка школа.

Рассказ В.Г. Распутина «Изба» помогает всем нам, взрослым и детям, подумать о нашем великом народе и задуматься о родном, о том лоне, без причащения к которому и без сохранения которого мы все потеряем Отечество.

Следует отметить, что рассказ написан таким образом, что захватывает множество аспектов русской жизни, старинной, традиционной, этнографической и современной. Перед читателем и замечательные сибирские деревни, и жители этих деревень, в чём-то изменившиеся, но всё же во многом сохраняющие дух предков. Русская изба с её убранством, скарбом, с отношением ко всему этому крестьян, особенности фольклорного воспитания в прошлом, крепость устоев и православной веры на русской земле и многое другое. Проникновенное, осмысленное чтение и обсуждение рассказа «Изба» полезно для подростков, благотворно действует на их духовный рост, обязательно отзовётся на их деяниях в будущем.

В методическом плане полезными могут оказаться вопросы и задания, которые в той или иной последовательности, по усмотрению учителя, могут быть заданы учащимся на уроках, посвящённых анализу данного произведения.

Тема: «Изба как символ упорства, выносливости и невыразимых воздыханий русского народа» (по рассказу В.Г. Распутина «Изба», 1999 год).

Цель урока – анализ рассказа В.Г. Распутина «Изба» и выявление особенностей творчества писателя.

Материал урока: рассказ В.Г. Распутина «Изба»; презентация к уроку.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

На уроке обязательно должны быть представлены некоторые знаковые позиции:

1.      Сведения из биографии В.Г. Распутина.

2.      Отношение В.Г. Распутина к своему народу и народной культуре.

3. Долготерпение русского народа, перед которым преклоняется автор и которое воспевает в своих произведениях.

4. Рассуждения В.Г. Распутина о национальном, об отношении к национальному.

5. Люди и время.  Вера писателя в прекрасное будущее русского народа.

Далее анализ произведения может идти по сюжету рассказа или, как принято его обозначать в методике преподавания литературы, «вслед за автором».

Сюжет рассказа В.Г. Распутина «Изба».

Построение рассуждения по содержанию рассказа «Изба»:

1. Описание Избы Агафьи.

2. Представления односельчан об Агафье, отношение к ней в деревне после её смерти.

3. Житие Агафьи. Её раннее одиночество.

4. Портрет Агафьи. Характер и интересы героини рассказа.

5. Криволуцкая – деревня на берегу Ангары. Судьба деревни и её жителей.

6. Образы обездоленных русских деревень в творчестве В.Г. Распутина.

7. Проблема отношения людей к природе. Экологические проблемы.

8. Болезнь Агафьи – «надсада». Народ-труженик.

9. Вещий сон Агафьи. Её изба и в действительности оказывается памятником её жизни.

10. Новая жизнь Криволуцкой – новая жизнь Агафьи.

11. Родное скудным не бывает. Прощание с родным гнездом.

12. Переезд Агафьи в Сбродное село.

13. Переживания Агафьи. Житие Савелия Ведерникова.

14. Отношения Савелия и Агафьи. Общие переживания. Думы об общем житии.

15. Деревня Сбродная или Канава.

16. Без огня погоревшие, с трудом обустроившие новое жильё.

17. Думы Агафьи об одиночестве, о неродившихся внуках-помощниках.

18. В.Г. Распутин о масштабах народного бедствия. Переезд целой волости – великое переселение.

19. Воспоминания Агафьи о старине, о житии народа, о русской песне, о целебной печали, чувственной переполненности, ничем не перебиваемой.

20. Мысли писателя о выносливости и долготерпении русского народа. Литературные ассоциации.

21. Фольклорная школа выживания народа.

22. Взамен пришла «смекалистая» жизнь. Думы Агафьи о новой жизни, сравнение со стариной.

23. Непосильная стройка Агафьи. Дом Савелия (всё на своём месте).

24. Попытка сватовства. Агафья о себе: «Я вся на бегу…»

25. Решение Савелия перебраться в город.

26. Зачатие Избы Агафьи, оставалось выносить и родить её.

27. Рождение Избы мыслится как рождение Человека.

28. Непосильный труд Агафьи и явление помощников.

29. Тяжёлая болезнь Агафьи.

30. Агафья – баба храбрая.

31. Выздоровление. Душа Агафьи. Её простота и глубокий природный интеллект.

32. Старость Агафьи. Житие.

33. Отъезд Савелия. Прощание с Агафьей. Прощание с родной избой.

34. Молодые учительницы – следующие жилицы избы Савелия.

35. Потерянность героев в новом мире.

36. Надежда на возвращение старины.

37. Смерть Савелия в райцентре.

38. Смерть дочери Агафьи.

39. Подготовка Агафьи к отбытию.

40. Сон Агафьи.

41. Смерть героини.

42. Изба-сирота.

43. Новые случайные обитатели агафьиной избы.

44. Пожар.

45. Другие времена. Лес брать становилось всё труднее.

46. Есть предел и Божьему…

47. Всё реже стучали топоры на новостройках.

48. Усталость Мира.

49. Продолжение жизни в агафьиной Избе.

50. Изба и сама Агафья, русская женщина, многострадальная и храбрая, –  символы упорства, выносливости, потенциала русского народа, тех сил, которые, по мысли В.Г. Распутина, обязательно отзовутся в жизни будущих поколений.

Вопросы к классу:

1. Какова тема рассказа В.Г. Распутина «Изба»?

2. Насколько актуальна была данная тема для времени написания рассказа (1999 год)? Актуальна ли она для нашего времени?

3. Каким видится рубеж веков писателем В.Г. Распутиным?

4. Какие проблемы глубинной России оказались очевидными писателю? Как к ним относится автор?

5. Как вы думаете, каковы интересы писателя В. Г.Распутина?

6. Каково его отношение к старине?

7. Как писатель-прозаик относится к современности?

8. Понравился ли Вам сюжет рассказа? Можете ли Вы дать сюжету какие-либо оценки?

9. Какие символические образы Времени создаёт автор?

10. Расскажите о наступлении леспромхоза на деревню. Какой оказалась его судьба?

11. Чего стоило становление леспромхоза людям, живущим в этих местах?

12. Как строительство нового связано с разрушением старины?

13. Как этот процесс сказался на судьбах людей?

14. Можно ли утверждать, что Агафья – храбрая русская женщина. Расскажите о её житии.

15. Какие черты характера простой русской женщины открывает нам автор?

16. Что в Агафье заставляет нас преклоняться перед ней?

17. Откуда, по мнению В.Г. Распутина, берутся силы героини рассказа? Откуда такая цельность и чистота её натуры? (Фольклорная школа жизни. Причащённость к корням, к родной культуре, вере.)

18. Что вдохновляет эту одинокую женщину на подвижнический труд?

19. Какие мысли одолевают Агафью? На что она надеется?

20. Что общего в судьбах Агафьи и Савелия?

21. Каковы опорные представления героев о жизни? Что помогает им выжить в одиночестве, в сложнейшей жизненной ситуации?

22. Есть ли у героев Распутина свои интересы, желания, стремления?

23. Каково отношение героев к своей Избе?

24. Что символизирует Изба в сознании героев?

25. Прошлое Избы, её настоящее, будущее, каково оно?

26. Какие важнейшие проблемы современности ставит писатель Распутин в своём рассказе?

27. Как, по мнению писателя, оказываются связаны природа и человек?

28. Как экологические проблемы окружающего мира отражаются на экологии человеческой культуры?

29. Как изменяются люди, их интересы и судьбы под влиянием «катаклизмов эпохи»?

30. Благодаря чему сохраняют свой духовный мир люди, подобные Агафье и Савелию?

31. Оседлость духовная и нравственная… Как она формируется в человеке?

32. Что помогает таким людям, как Агафья, выстоять в любой сложной ситуации?

33. Почему её Изба стала Памятником выносливости, упорству и тайным воздыханиям русского народа?

34. Почему в Избе не могли жить бездуховные люди? За что их выживала Изба?

35. С какими образами русской жизни и русской литературы ассоциируется простая одинокая русская женщина, храбрая Агафья?

36. Как Вы понимаете слова В.Г. Распутина: «родное не бывает скудным…»?

37. Какими способами, по мнению В.Г. Распутина, современная жизнь уничтожает старину?

38. Каков, с  точки зрения прозаика, потенциал русского народа?

39. Что именно вселяет писателю надежду на обновление нашей жизни?

Реализуя Федеральный государственный стандарт образования второго поколения, необходимо включить в него всё ключевое, значимое для нашего народа, непреходящее и весомое для понимания своих корней, истоков, всего пережитого нашими соотечественниками на протяжении веков и отложившее в нас и в нашей родной литературе глубокий след. При этом никак нельзя забывать, что две силы – родная вера и родная литература – духовно сложили русского человека, дали ему масштаб и окрылили его. Когда была отвергнута вера, литература удерживала народ на краю пропасти. Именно литература продолжала дело духовного окормления народа. Литература стала мудрым советчиком, помогала выживать и сохраняла надежду в лучшее. Она учила быть нравственными, справедливыми, заставляла думать о важном, значимом. Именно литература не позволила народу забыть молитвы:

«Кто почвы под собой не имеет, тот и Бога не имеет...

Откройте русскому человеку русский «свет», дайте отыскать ему это золото, это сокровище, скрытое от него в земле», –  пишет В.Г. Распутин, перекликаясь со своим любимым писателем Ф.М. Достоевским.

 

XXV Международные Рождественские чтения: Москва, Гимназия во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова

24 января 2017 года уроками литературы в 5-м классе учителя-методиста Н.Н. Костанян в Гимназии во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова (директор протоиерей Сергий Махонин) начались XXV Международные Рождественские образовательные чтения в Москве.



 

 

Светлые дниНа урокеН.Н. КостанянК новому году на оленях!

Светлые дни
 На уроке
 Н.Н. Костанян
 К новому году на оленях!
 

 

24 января 2017 года уроками литературы в  5-м классе учителя-методиста Наиры Николаевны Костанян в Гимназии во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова (директор протоиерей Сергий Махонин) начались XXV Международные Рождественские образовательные чтения в Москве.

Первый урок был посвящён сравнительной характеристике рассказа Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке» и отрывка о празднике Рождества Христова из повести И.С. Шмелёва «Лето Господне».

Тема второго урока – рассказ И.С. Шмелёва «У плакучих берёз», посвящённый памяти павшего в Первой мировой войне капитана А.А. Пиуновского.

С особенностями работы православной гимназии святого Иоанна Богослова участников Чтений познакомила заместитель директора Мария Николаевна Махонина.

Прошли презентации книг Н.Н. Костанян «Побеждай добром!» и М.Н. Махониной «Властью слов».

Помимо московских педагогов, в семинаре приняли участие учителя из Нижнего Тагила, Казани, Воронежской, Кировской, Московской и других областей России.

В заключении собравшиеся поблагодарили руководство гимназии за тёплый приём и возможность познакомиться с деятельностью этого уникального учебного заведения, а Наиру Николаевну Костанян – за отличные, образцовые уроки.

***

Благодарим сердечно о. Сергия Махонина, м. Марию Махонину за возможность побывать в Гимназии, созданной 25 лет назад их трудами и молитвами и ставшей за эти годы признанной школой с прекрасным педагогическим коллективом и замечательными традициями.

Наша особая благодарность - Наире Николаевне Костанян, которая продолжает удивлять и восхищать нас своими уроками, наполненными высокими чувствами и ясными мыслями, заставляющими задуматься над «вечными вопросами» бытия на только учащихся, но и нас, педагогов.

Надеемся на новые незабываемые встречи с этим Педагогом и этой Школой!

 

Вера и Время


 

    

Слова признательностиЗнакомство со школойН.А. ЛубенкоМ.Н. Махонина

Слова признательности
 Знакомство со школой
 Н.А. Лубенко
 М.Н. Махонина
 

О.Георгий ГольцовС.Е. Гусева

 О.Георгий Гольцов
 С.Е. Гусева
  

    

 О.Сергий МахонинФото на память 

 
 О.Сергий Махонин
 Фото на память

Theme by Danetsoft and Danang Probo Sayekti inspired by Maksimer